Моя педагогическая философия

На мой взгляд, самое трудное для человека -  ответить на вопрос заданный самому себе.   Этот  ответ не найти привычными  способами: его нет  в Интернете, нет на страницах энциклопедий и словарей.  Здесь мы остаемся один на один с самим собой,   со своими мыслями и  сомнениями.

Именно поэтому,  когда   передо мной встал вопрос:  «В чем же моя педагогическая философия?»,  я не смогла ответить сразу.

У меня  в голове завертелись тысячи мыслей, представлений, образов….

Первое, что пришло мне в голову это традиционное: - «… сеять разумное,  доброе, вечное….».  А потом  мысли  понеслись дальше, превращаясь в нескончаемую череду вопросов…

Кто я?  

Безусловно,  я - педагог!  У истоков  слова  «педагог» стоят  два греческих слова «дитя» и «вести»…   Значит,  моё предназначение вести детей?  А  куда?  И вот тут внутри моего сознания возникла  преграда:  Стоп!  Вести -  это значит заставлять, делать за ребёнка  выбор.   Мне ближе мысль, что  ребенок сам способен выбирать свою дорогу, сам определять направление своего пути, только ему необходимо в этом немного помочь. Значит я – помощник!  Моя цель  -  поддержать ребенка в процессе осуществления выбора, помочь ему наполнить  свой внутренний мир  содержанием,  которое будет определять верное  направление его пути.

Как же это сделать?

Душа человека, его внутренний мир - это сосуд.  Сосуд, который каждый наполняет  самостоятельно,   постепенно укладывая в него значимое для него содержание.

Каким  будет это содержание,  зависит от  того, что  вокруг  нас, в какой цвет мы окрашиваем   происходящее,  каково наше  личностное отношение к   окружающему. 

Первая задача помощника на этом этапе  -  «взять ребенка на руки, приподнять», показать ему  всё разнообразие, всю красоту и величественность нашего мира.  Ведь выбрать лучшее способен только тот, у кого есть выбор, а у кого этого  выбора нет или этот выбор скуден,  довольствуется имеющимся.

Вторая задача - окрасить все это разнообразие в разноцветные тона, тона эмоций.  Чем интенсивнее эмоции - тем ярче впечатления!  А впечатления,  по словам Ш.А. Амонашвилии «это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и поэтому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим.  Без человеческих эмоций  никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

Напрямую через эмоции осуществляется принятие и усвоение  жизненных ценностей и смыслов. Эмоциональный мир – это мир чувств, который определяет  переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к явлениям) и к самому себе. Это становится определяющим в поведении ребенка, в его практической и познавательной деятельности. Чем чаще ребенок испытывает сильные позитивные эмоции и чувства, тем светлее его взгляд на мир и увереннее он сам.

 Я стремлюсь  обогащать   мир вокруг своих подопечных  яркими образами, сильными впечатлениями, разносторонними переживаниями, мыслями, идеями.  Это развивает их  эмоциональную и чувственную сферу, а  следовательно, способствует формированию у них собственного мировоззренческой позиции. От того, какие впечатления ребенок получит в организованном педагогическом процессе,   будет зависеть направленность развития его личности, его мыслей и поведения.

Однако, разнообразие мира так велико, что наш пока еще неопытный человек, может растеряться.  И третья задача помощника - вовлекать ребенка в окружающий мир постепенно, не спеша.

И перед мною опять встает вопрос:

 Что же важнее всего для ребенка именно сейчас, в начале его пути?

Здесь, я хочу поделиться с вами притчей:


«Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял пакет сушеного гороха и высыпал его в эту банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись…»


«Банка» - это наша жизнь. «Камни» - это важнейшие ценности нашей жизни: семья, здоровье, Родина, любовь к ближнему, общение с друзьями,   т.е.  всё то, что необходимо, чтобы наша жизнь  оставалась полной,  даже в случае, если всего остального не будет.  «Горох» — это вещи, которые важны лично для каждого: работа, хобби и т.д.  «Песок» — это всё остальное.

Я четко убеждена, что дошкольное детство, это время «камней». И важнее всего в воспитании ребенка , это  принятие им таких базовых понятий,  как:  любовь к   окружающим, доброта, честность, патриотизм,  взаимоподдержка,  радость общения друг с другом.

 Этими жизненными ценностями  я стремлюсь  окружать  детей.  Самый  естественный путь становления  жизненных позиций  ребенка - не разговоры, а пример.  Я пытаюсь вовлекать  детей в такие эмоционально окрашенные  жизненные обстоятельства, при которых естественным образом им эти ценности становятся  близкими  и нужными.

Таким образом,  вся моя педагогическая философия заключается в том, что я - помощник ребенка.  Моя цель - помочь и поддержать ребенка в выборе содержания его  внутреннего мира, который в свою очередь будет определять весь его жизненный путь. Делать это я стремлюсь через яркое эмоционально-окрашенное взаимодействие с детьми. Стараюсь обогатить процесс познания яркими, глубокими,  позитивными эмоциями.

Я очень надеюсь,  что сосуд своей души мои  подопечные заполнят, прежде всего, вечными ценностями, светлыми мыслями, красивыми чувствами.

         Я верю, что ребёнок  способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет  более высокий уровень  развития,  у него реже возникают трудности в  общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне.

А  мое предназначение,  я это поняла,  суть моей педагогической  философии сводится к простой  и  удивительно ёмкой фразе:  «… сеять разумное,  доброе, вечное….».