На мой взгляд, самое трудное для человека - ответить на вопрос заданный самому себе. Этот ответ не найти привычными способами: его нет в Интернете, нет на страницах энциклопедий и словарей. Здесь мы остаемся один на один с самим собой, со своими мыслями и сомнениями.
Именно поэтому, когда передо мной встал вопрос: «В чем же моя педагогическая философия?», я не смогла ответить сразу.
У меня в голове завертелись тысячи мыслей, представлений, образов….
Первое, что пришло мне в голову это традиционное: - «… сеять разумное, доброе, вечное….». А потом мысли понеслись дальше, превращаясь в нескончаемую череду вопросов…
Кто я?
Безусловно, я - педагог! У истоков слова «педагог» стоят два греческих слова «дитя» и «вести»… Значит, моё предназначение вести детей? А куда? И вот тут внутри моего сознания возникла преграда: Стоп! Вести - это значит заставлять, делать за ребёнка выбор. Мне ближе мысль, что ребенок сам способен выбирать свою дорогу, сам определять направление своего пути, только ему необходимо в этом немного помочь. Значит я – помощник! Моя цель - поддержать ребенка в процессе осуществления выбора, помочь ему наполнить свой внутренний мир содержанием, которое будет определять верное направление его пути.
Как же это сделать?
Душа человека, его внутренний мир - это сосуд. Сосуд, который каждый наполняет самостоятельно, постепенно укладывая в него значимое для него содержание.
Каким будет это содержание, зависит от того, что вокруг нас, в какой цвет мы окрашиваем происходящее, каково наше личностное отношение к окружающему.
Первая задача помощника на этом этапе - «взять ребенка на руки, приподнять», показать ему всё разнообразие, всю красоту и величественность нашего мира. Ведь выбрать лучшее способен только тот, у кого есть выбор, а у кого этого выбора нет или этот выбор скуден, довольствуется имеющимся.
Вторая задача - окрасить все это разнообразие в разноцветные тона, тона эмоций. Чем интенсивнее эмоции - тем ярче впечатления! А впечатления, по словам Ш.А. Амонашвилии «это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и поэтому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».
Напрямую через эмоции осуществляется принятие и усвоение жизненных ценностей и смыслов. Эмоциональный мир – это мир чувств, который определяет переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к явлениям) и к самому себе. Это становится определяющим в поведении ребенка, в его практической и познавательной деятельности. Чем чаще ребенок испытывает сильные позитивные эмоции и чувства, тем светлее его взгляд на мир и увереннее он сам.
Я стремлюсь обогащать мир вокруг своих подопечных яркими образами, сильными впечатлениями, разносторонними переживаниями, мыслями, идеями. Это развивает их эмоциональную и чувственную сферу, а следовательно, способствует формированию у них собственного мировоззренческой позиции. От того, какие впечатления ребенок получит в организованном педагогическом процессе, будет зависеть направленность развития его личности, его мыслей и поведения.
Однако, разнообразие мира так велико, что наш пока еще неопытный человек, может растеряться. И третья задача помощника - вовлекать ребенка в окружающий мир постепенно, не спеша.
И перед мною опять встает вопрос:
Что же важнее всего для ребенка именно сейчас, в начале его пути?
Здесь, я хочу поделиться с вами притчей:
«Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял пакет сушеного гороха и высыпал его в эту банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись…»
«Банка» - это наша жизнь. «Камни» - это важнейшие ценности нашей жизни: семья, здоровье, Родина, любовь к ближнему, общение с друзьями, т.е. всё то, что необходимо, чтобы наша жизнь оставалась полной, даже в случае, если всего остального не будет. «Горох» — это вещи, которые важны лично для каждого: работа, хобби и т.д. «Песок» — это всё остальное.
Я четко убеждена, что дошкольное детство, это время «камней». И важнее всего в воспитании ребенка , это принятие им таких базовых понятий, как: любовь к окружающим, доброта, честность, патриотизм, взаимоподдержка, радость общения друг с другом.
Этими жизненными ценностями я стремлюсь окружать детей. Самый естественный путь становления жизненных позиций ребенка - не разговоры, а пример. Я пытаюсь вовлекать детей в такие эмоционально окрашенные жизненные обстоятельства, при которых естественным образом им эти ценности становятся близкими и нужными.
Таким образом, вся моя педагогическая философия заключается в том, что я - помощник ребенка. Моя цель - помочь и поддержать ребенка в выборе содержания его внутреннего мира, который в свою очередь будет определять весь его жизненный путь. Делать это я стремлюсь через яркое эмоционально-окрашенное взаимодействие с детьми. Стараюсь обогатить процесс познания яркими, глубокими, позитивными эмоциями.
Я очень надеюсь, что сосуд своей души мои подопечные заполнят, прежде всего, вечными ценностями, светлыми мыслями, красивыми чувствами.
Я верю, что ребёнок способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет более высокий уровень развития, у него реже возникают трудности в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне.
А мое предназначение, я это поняла, суть моей педагогической философии сводится к простой и удивительно ёмкой фразе: «… сеять разумное, доброе, вечное….».