Психомоторика в помощь педагогу
 
   Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития. Отражение деятельности человека через мышечные движения – это психомоторика, двигательная активность. Выполнение и закрепление любых навыков предполагает востребованность извне эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции.  Систематические применение психомоторных упражнений позволяет снизить как физическое так и эмоциональное напряжение. Специальные двигательные упражнения улучшают память,  внимание, пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному самоконтролю. Воздействие на движение, изменение в привычной пластике человека вызывают перемены в его чувствах и эмоциях. Применение метода психомоторной коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.Поэтому в своей деятельности с детьми мы стремимся уделять психомоторике определенное место.
Ниже представлены основные составляющие компоненты психомоторного развития дошкольников. Они могут использоваться как в совокупности и представлять собой  комплекс психомоторной гимнастики, так и могут выступать элементом любого занятия.





Развитие мелкой моторики. Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые в свою очередь отвечают за формирование многих сложнейших психических функций  и учебных навыков.
Массаж и самомассаж. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на ЦНС. Особенно эффективны массажи рук, ушей, стоп и спины. Существуют такие приемы массажей как поглаживание, растирание, разминание, выжимание.
Глазодвигательные упражнения. Тонизируют  мышцы управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление, повышают устойчивость вестибулярных реакций.
Упражнения для развития артикуляции. Большая часть  моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта, т.о. артикуляция  ее активизирует.
Упражнения на развитие межполушарных взаимодействий. Способствуют образованию большого количества нервных волокон, связывающих полушария головного мозга.
Дыхательные упражнения. Умение произвольно контролировать свое дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
Растяжки. Нормализуют гипертонус и гипотонус мышц, любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений  в психической и двигательной активности ребенка. Это и замедленная переключаемость нервных процессов, и двигательное беспокойство.
 

Навигатор  "Психомоторное развитие дошкольников" (скачать)  поможет без труда найти  полезную информацию по использованию элементов психомоторики в  организации психолого-педагогической деятельности с дошкольниками.