1. Особенности организации деятельности педагога-психолога в МБДОУ ЦРР -д/с № 5 

Организация профессиональной деятельности педагога-психолога в МБДОУ ЦРР – д,с № 5 опирается на комплексную  модель  «организатор»[1] (Битянова М.Р. , Клюева Н.В, Морозова Н.В., Кривцова С.В., Иванов Д.А., Левит М.В.).

Данная модель предназначается для образовательных учреждений с контингентом детей  более 500 человек или учреждений, работающих в режиме развития. Деятельность психо­лога разворачивается внутри педагоги­ческого коллектива и строится в соот­ветствии с планом работы учреждения образования.

Основными партнерами психолога в деятельности являются, прежде всего, педагогический и родительский коллективы. В рамках предлагаемой модели ин­дивидуальная работа с детьми бу­дет носить ограниченный характер, прежде всего, в виде экстренной помо­щи. Педагогу-психологу брать на себя роль психотерапевта, уделять много времени индивидуальному психологи­ческому консультированию неэффек­тивно и неэкономично. Важными направлениями ра­боты становятся профилактическая, методическая и диспетчерская деятельность.

  Цель работы психолога в рамках данной модели: психологическое обеспечение функционирования образовательной среды в соответствии с Образовательной программой дошкольного учреждения.

Особенности деятельности психолога-организатора:

·психологическое обеспечение управления достигается за счет участия психолога в разработке дол­госрочных программ развития ОУ, осуществления мониторинга социально-психологического климата в коллективах педагогов и детей, реализации здоровьесберегающих технологий в педагогическом коллективе и т.п. Цель аналитической и прогностической де­ятельности – вычленение на основе данных мониторинга, психолого-педагогической диагностики, наблюде­ний  основных психологических проблем, противоречий, конечной и промежуточных целей работы организации и коррекция  планов;

 ·психологическая профилактика направлена на  предупреждение возникновения явлений дезадаптации у детей через организацию совместной работы воспитателей, педагогов, социальных педагогов.  Включает в себя обучение педагогов проведению ме­роприятий, например, по адаптации, интерак­тивному взаимодействию педагога с детьми. Осуществляется в инте­рактивной форме на педсоветах и семинарах, методобъединениях. 

 ·диспетчерская деятельность при работе по данной модели, приобретает особое значение. Педагог-психолог, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказываю­щих специальные медицинские, психологические, пси­хотерапевтические услуги, направляет детей на консультации к специалистам или в коррекционные группы, работаю­щие в территории.

·психологическое просвещение направлено на формирование у детей, родителей и педагогов психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и решения профессиональных задач. Психологическая компетентность формируется психологом  через систему методической работы педагогов, родительский всеобуч, интерактивные формы работы с детьми;

·психолого-педагогическая диагностика носит ограниченный характер, предусмат­ривается  три обязательных минимума: на адаптационном этапе, на началь­ном этапе  для выделения детей группы "риска", требу­ющих специального образовательного маршрута, на этапе перехода в школу. Другие диагностические мероприятия могут осуществляться со­гласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач учреждения. Диагностика социально-психологического климата детских  коллективов, анкетирование детей и ро­дителей по отдельным проблемам осуществляются и обрабатываются социальными педагогами и воспитателями и интер­претируются совместно с психологом;

коррекционно-развивающая работа ориен­тирована на коррекцию межличностных отношений в группе, содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни детей.  Психолог организует коррекционно-развивающую работу в виде занятий. Детей, нуждающихся в специальной коррекционной поддержке, психолог выделяет на основании собственных наблюдений, наблюдений воспитателей, педагогов, родителей,  а также по результатам диагностических меро­приятий. Задача педагога-психолога - направить детей в коррекционные группы ( через ПМПК), работающие в тер­риториальных социально-педагогических и психологи­ческих центрах. Педагог-психолог выполняет диспетчер­скую функцию, направляя детей в группы, поддерживая связь с воспитателями групп, собирая информацию (ведет учет, базу данных) и др.;

·психолого-педагогическое консультирование носит характер оказания помощи педагогам по психологическим аспектам про­фессиональной деятельности. Консультации для роди­телей организуются по специфическим проблемам детей.  Индивидуальное психологи­ческое консультирование по личным проблемам и пси­хотерапию педагог-психолог в рабочее время не ведет, кроме экстренных случаев.


Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога МБДОУ ЦРР –д/с № 5 .

Учетная и отчетная документация общего характера педагога-психолога образовательного учреждения включает в себя:

- Перспективный план работы (на учебный год) (Ф-1);

- График работы (Ф-2);

- Журнал учета видов работы (Ф-3);

- Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Ф-4);

- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Ф-5);

- Статистическая справка за отчетный период  (за учебный год) (Ф-6).

- Документация  для служебного пользования  ( протоколы, заключения, сводные таблицы по скринингу и пр.).


2.Нормативная документация регламентирующая деятельность педагога-психолога >>>

 




[1] Подготовлено на основе сборника методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях  Владимирской области от  №ДО- 11268   -04-07 от 22 марта 2010 г.