1. Особенности организации деятельности педагога-психолога в МБДОУ ЦРР -д/с № 5
Организация профессиональной деятельности
педагога-психолога в МБДОУ ЦРР – д,с № 5 опирается на комплексную модель
«организатор»[1]
(Битянова М.Р. , Клюева Н.В, Морозова Н.В., Кривцова С.В., Иванов Д.А., Левит
М.В.).
Данная модель предназначается для образовательных учреждений с контингентом
детей более 500 человек или учреждений,
работающих в режиме развития. Деятельность психолога разворачивается внутри
педагогического коллектива и строится в соответствии с планом работы
учреждения образования.
Основными партнерами психолога в деятельности являются, прежде всего, педагогический
и родительский коллективы. В рамках предлагаемой модели индивидуальная работа
с детьми будет носить ограниченный характер, прежде всего, в виде экстренной
помощи. Педагогу-психологу брать на себя роль психотерапевта, уделять много
времени индивидуальному психологическому консультированию неэффективно и
неэкономично. Важными направлениями работы становятся профилактическая,
методическая и диспетчерская деятельность.
Цель работы психолога в рамках данной модели: психологическое обеспечение функционирования образовательной среды в соответствии с Образовательной программой дошкольного учреждения.
Особенности деятельности психолога-организатора:
·психологическое
обеспечение управления достигается за счет участия психолога в
разработке долгосрочных программ развития ОУ, осуществления мониторинга
социально-психологического климата в коллективах педагогов и детей, реализации
здоровьесберегающих технологий в педагогическом коллективе и т.п. Цель
аналитической и прогностической деятельности – вычленение на основе данных
мониторинга, психолого-педагогической диагностики, наблюдений основных психологических проблем,
противоречий, конечной и промежуточных целей работы организации и коррекция планов;
·психологическая
профилактика направлена на предупреждение
возникновения явлений дезадаптации у детей через организацию совместной работы воспитателей, педагогов, социальных педагогов.
Включает в себя обучение педагогов проведению мероприятий, например, по
адаптации, интерактивному взаимодействию педагога с детьми. Осуществляется в
интерактивной форме на педсоветах и семинарах, методобъединениях.
·диспетчерская
деятельность при работе по данной модели, приобретает особое значение.
Педагог-психолог, располагая сведениями об учреждениях, организациях и
специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические
услуги, направляет детей на консультации к специалистам или в коррекционные
группы, работающие в территории.
·психологическое
просвещение направлено на формирование у детей, родителей и педагогов психологической
компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания
использовать их в интересах собственного развития и решения профессиональных
задач. Психологическая компетентность формируется психологом через систему методической работы педагогов,
родительский всеобуч, интерактивные формы работы с детьми;
·психолого-педагогическая диагностика носит ограниченный
характер, предусматривается три
обязательных минимума: на адаптационном этапе, на начальном этапе для выделения детей группы "риска", требующих
специального образовательного маршрута, на этапе перехода в школу. Другие диагностические мероприятия могут
осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения
основных задач учреждения. Диагностика социально-психологического климата
детских коллективов, анкетирование детей
и родителей по отдельным проблемам осуществляются и обрабатываются социальными
педагогами и воспитателями и интерпретируются совместно с
психологом;
коррекционно-развивающая работа ориентирована на
коррекцию межличностных отношений в группе, содействие преодолению дезадаптивных
периодов в жизни детей. Психолог
организует коррекционно-развивающую работу в виде занятий. Детей, нуждающихся в
специальной коррекционной поддержке, психолог выделяет на основании собственных
наблюдений, наблюдений воспитателей, педагогов, родителей, а также по результатам диагностических мероприятий.
Задача педагога-психолога - направить детей в коррекционные группы ( через ПМПК),
работающие в территориальных социально-педагогических и психологических
центрах. Педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя детей в
группы, поддерживая связь с воспитателями групп, собирая информацию (ведет учет,
базу данных) и др.;
·психолого-педагогическое консультирование носит характер оказания
помощи педагогам по психологическим аспектам профессиональной деятельности.
Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам детей. Индивидуальное психологическое
консультирование по личным проблемам и психотерапию педагог-психолог в рабочее
время не ведет, кроме экстренных случаев.
Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога МБДОУ ЦРР –д/с № 5 .
Учетная и отчетная документация общего характера педагога-психолога образовательного учреждения включает в себя:
- Перспективный
план работы (на учебный год) (Ф-1);
- График работы (Ф-2);
- Журнал учета видов работы (Ф-3);
- Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку
(Ф-4);
- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный
год) (Ф-5);
- Статистическая справка за отчетный период (за учебный год) (Ф-6).
-
Документация для служебного
пользования ( протоколы, заключения,
сводные таблицы по скринингу и пр.).
[1] Подготовлено на основе сборника методических
рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению образовательного
процесса в образовательных учреждениях
Владимирской области от №ДО-
11268 -04-07 от 22 марта 2010 г.