Выбор содержания мониторинга психологической
готовности определяется психологом, исходя из конкретных условий работы:
·
временных затрат,
·
возраста детей,
·
задач, которые нужно решить в ходе
исследования.
Существует значительное количество методик
оценки психологической готовности, которые различаются по следующим параметрам:
·
форма проведения (индивидуальные,
групповые);
·
изучаемые признаки психологической
готовности (интеллектуальные, личностные);
·
характер показателей готовности
(качественные, количественные);
·
степень формализованных процедур
диагностирования — проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации
результатов (низкоформализованные, высокоформализованные);
·
достоверность полученных результатов
(надежные, ненадежные, с неизвестными показателями надежности).
Для диагностики
психологической готовности предлагаются:
·
отдельные методики, изучающие в основном
какие-то отдельные компоненты готовности;
·
диагностические программы, позволяющие
разносторонне исследовать психологические особенности испытуемых и оценить
сформированность некоторого комплекса психологических характеристик,
составляющих понятие готовности к школе.
Диагностические
программы имеют значительные расхождения в содержании и уровне трудности
предлагаемых заданий. Важно понимать, что от того, какими методами
воспользуется психолог, в значительной мере зависят и полученные им результаты.
Важнейшей
характеристикой методов диагностики психологической готовности является
прогностическая валидностъ, так как именно в прогнозе школьной успешности
состоит одна из главных задач оценки психологической готовности.
Не все из широко
опубликованных программ для определения психологической готовности имеют
удовлетворительные психодиагностические показатели.
Между тем к широкому
профессиональному применению могут быть рекомендованы только те диагностические
материалы, применение которых доказало их диагностическую ценность. Анализ
психологических исследований, описаний опыта применения методик, руководств по
их применению показывает, что в отношении немногих программ определения
психологической готовности установлены показатели прогностической валидности.
Предлагаю Вашему вниманию подборку диагностического инструментария для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе>>>.