Диагностический инструментарий для определения уровня готовности к школе

Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования – нет, поэтому выбор остается прерогативой дошкольного учреждения.  
   В настоящее время существует большое количество диагностического инструментария по определению уровня готовности к школе, который можно с определенной долей условности разделить на три группы: 
1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности; 
2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью; 
3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.
   Следует учитывать, что обязательным требованием к построению  системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в максимально короткие сроки.
  Таким образом,  перед психологической службой ДОУ  стоит вопрос о выборе диагностических методик, применение которых позволит получить необходимый объем информации об уровне готовности ребенка к школе   в максимально короткие сроки.

Выбор  содержания мониторинга психологической готовности определяется психологом, исходя из конкретных условий работы: 

·        временных затрат,

·        возраста детей,

·        задач, которые нужно решить в ходе исследования.

 Существует значительное количество методик оценки психологической готовности, которые различаются по следующим параметрам:

·        форма проведения (индивидуальные, групповые); 

·        изучаемые признаки психологической готовности (интеллектуальные, личностные);

·        характер показателей готовности (качественные, количественные);

·        степень формализованных процедур диагностирования — проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации результатов (низкоформализованные, высокоформализованные);

·        достоверность полученных результатов (надежные, ненадежные, с неизвестными показателями надежности).

Для диагностики психологической готовности предлагаются:

·        отдельные методики, изучающие в основном какие-то отдельные компоненты готовности; 

·        диагностические программы, позволяющие разносторонне исследовать психологические особенности испытуемых и оценить сформированность некоторого комплекса психологических характеристик, составляющих понятие готовности к школе.

Диагностические программы имеют значительные расхождения в содержании и уровне трудности предлагаемых заданий. Важно понимать, что от того, какими методами воспользуется психолог, в значительной мере зависят и полученные им результаты.

Важнейшей характеристикой методов диагностики психологической готовности является прогностическая валидностъ, так как именно в прогнозе школьной успешности состоит одна из главных задач оценки психологической готовности.

Не все из широко опубликованных программ для определения психологической готовности имеют удовлетворительные психодиагностические показатели.

Между тем к широкому профессиональному применению могут быть рекомендованы только те диагностические материалы, применение которых доказало их диагностическую ценность. Анализ психологических исследований, описаний опыта применения методик, руководств по их применению показывает, что в отношении немногих программ определения психологической готовности установлены показатели прогностической валидности. 

Предлагаю Вашему вниманию подборку диагностического инструментария для определения уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе>>>.