Главная » Статьи » Методическая копилка » Развиваем познавательные способности дошкольников |
Упражнения для развития памяти у детей дошкольного
возраста Есть очень много хороших упражнений для развития
различных свойств памяти у дошкольников. Важно помнить- что успех Вас ждет только при
систематических тренировках. Упражнение 1 – тренировка зрительной памяти. Вам предварительно нужно заготовить две картинки: на
первой – хорошо известный ребенку предмет, на второй – тот же предмет, но с
несколькими отсутствующими деталями. Ребенку сперва надо показать первую
картинку на 30 секунд, чтобы он все хорошенько рассмотрел и запомнил. Потом по
второй картинке малыш должен назвать, что именно изменилось. Упражнение 2 – тренировка слуховой памяти и
способностей к ассоциациям. Взрослый говорит, что будет называть различные слова.
Ребенок должен мысленно представлять их и описывать словами внешний вид,
свойства или действия с этими предметами. Например, мыло – душистое, скользкое,
может щипать глазки, когда купаемся. Упражнение 3 – тренировка ассоциативного мышления. Нужно задать ребенку слово, а ребенок должен
постараться перечислить все слова-ассоциации, которые сможет придумать,
представляя себе это понятие. Например, взрослый говорит «грузовик». Малыш
смело может назвать такие ассоциации: водитель, дорога, песок, колесо.
Взрослому нужно помогать ребенку сказать побольше таких слов. Упражнение 4 – на ассоциации и тренировку логичного
мышления. Взрослый называет понятия парами (или показывает
заготовленные карточки со словами). Причем естественных, логичных связей между
предметами нет. Примерные пары слов: стол-кошка, цветок-стакан, компот-ковер,
велосипед-балкон, футболка-дождь. И ставит ребенку такую задачу: «Представь
мысленно эти два предмета. Подумай, есть ли что-нибудь, что может их связывать?
Используй свое воображение и говори все, что приходит на ум». В случае с
последней парой слов «футболка-дождь» можно представить такую картину: на
прогулке детей застал дождь, их футболки и шорты промокли, и мама дома дала им
сухую одежду, чтобы переодеться. Для выполнения этого упражнения можно дать
ребенку карандаши и альбом, чтобы все это нарисовать. Упражнение 5 – тренировка двигательной памяти. К этому упражнению лучше привлечь группу ребятишек.
Взрослый (или один из детей) выполняет роль «кукловода». Желающего
поучаствовать ребенка с завязанными глазами нужно провести по несложному
маршруту – или в одной комнате, или по всему дому, или на детской площадке. При
этом ведущий должен молчать и только придерживать ребенка за плечи. «Кукла»
делает, например, 2 шага вперед, приседает, 3 шага назад, подпрыгивает, стает
на одной ножке. Вариантов и последовательностей действий множество. После этого
малышу развязывают глаза и просят повторить весь проделанный путь со всеми
движениями. Очень хорошо способствуют развитию памяти
ребенка настольные игры, пазлы. Поиграйте всей семьей в лото с
изображением животных, фруктов, овощей, героев мультфильмов. Или в «ходилки»,
где суть игры состоит в том, чтобы пройти по тропинке, выбрасывая кубик (шагов
столько, сколько выпадет точек на грани кубика), и преодолеть различные
препятствия или выполнить на определенных «станциях» задания. Подготовлено на основе материала
сайта http://kursor.org.ua/ | |
Просмотров: 913 | |
Всего комментариев: 0 | |