Главная » Статьи » Мои статьи

Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.

   

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий.

Таким образом, главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста  приобретает  фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для  эмоционального благополучия ребенка. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Это диктует необходимость повышения педагогической компетенции в ДОУ по данному вопросу.

   В нашем ДОУ,   функционирует творческая группа, мы занимаемся вопросами оптимизации эмоционального развития в условиях дошкольного учреждения.

    Целью нашей работы  является актуализация  среди коллектива  педагогических средств, обеспечивающих эмоциональное развитие дошкольника.  

    Одним из главных условий,  способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды.

    Эмоционально развивающая среда – совокупность педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. Она включает в себя следующие компоненты:

    Первый  компонентом является взаимодействие педагога с   детьми, основанное на личностно-ориентированном  и деятельностном подходах,  не менее значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога.  Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям  призвано создавать  положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.

    Следующим основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и  т. д. ) Хочется подробно остановиться на формировании пространственной структуры групп, цель которой обеспечить эмоциональный комфорт детей, это наличие специально-организованных зон, среди которых: зона двигательной активности, «Я- пространство»  (Уголок уединения); Сухой бассейн, песочница;  «Уголок настроения» и т. д.

    Одно из направлений развития  эмоциональной  сферы дошкольников — организации работы в так называемых «уголках настроения». При их оформлении мы ориентируемся, в первую очередь, на возраст ребенка, его жизненный опыт. В группах раннего возраста при выборе эмоциональных образов, лучше находить близкие и знакомые им сказочные персонажи с ярко выраженным проявлением какой-либо эмоции. При оформлении  «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвяза­ны. Так, в изображении эмоций радости, удовольствия, счастья можно использовать гамму желтого, оранжевого, розового цвета, спокойствия — синий и зеленые тона,  а страх и тревогу изобразить   фиолетовым  или черным  цветом.  Жизненный опыт ребенка  не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать  ее.

 Стабильность окружающей среды, способствующая  устойчивому чувству безопасности и эмоциональному  комфорту, является третьим компонентом в структуре эмоционально-развивающей среды. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.

Эмоционально - активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми - заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды, она  включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника:

·        Игры, способствующие благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ;

·        Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;

·        Игры с песком и водой;

·        Игры-ситуации, активизирующие общение;

·        Игры, направленные на развитие психической устойчивости;

·        Эмоциональные паузы;

·        Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;

·        Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.

   Для регуляции эмоционального состояния  мы также  используем ритм, ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки. Ритм  выступает  как фон, организующий и собирающий ребенка.

   Развитию эмоционального благополучия детей способствуют занятия по психогимнастике. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы)[2].

   Работа с педагогическим коллективом выстроена нами  так, что каждый из компонентов эмоционально-развивающей среды освещается с помощью целого ряда мероприятий. Так например, с целью оптимизации взаимодействия педагога с детьми реализованы:

 Семинары-практикумы «Эффективные техники общения с ребенком» и «Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей»;

Консультации « Эмоциональное развитие детей» и «Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе»;

Разработаны текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».

Для обогащения арсенала педагогов средствами, обеспечивающими эмоциональное развитие дошкольника, созданы и распространены картотеки игр и упражнений  на каждый возрастной период.

 

 Список используемой литературы.

1.     Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003

2.    Алямовская В.Г. , Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000, ( http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02d.shtml)

3.  Основные педагогические условия эмоционального развития детей раннего возраста.  Материалы сайта (http://www.superinf.ru/)

4.  Предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Н.В.Нищева – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

5.   Максимова Л.А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста: Дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007.  – 162 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.№ 655.

 

[2] Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003. С. 5.

Категория: Мои статьи | Добавил: dsad5raduga (22.09.2014)
Просмотров: 1733 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
avatar