Главная » Статьи » Мои статьи |
Одной из составляющих системы мониторинга является проблема определения уровня готовности ребенка - дошкольника к обучению в школе и его индивидуальных особенностей. Результаты мониторинга готовности детей к обучению в школе позволяют нам выявить особенности психофизического развития детей, с целью определения индивидуального подхода к ним в процессе моделирования психолого - педагогической работы в подготовительной группе, а также эффективно организовать развивающую работу, направленную на профилактику школьной дезадаптации. Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования – нет, поэтому их выбор остается прерогативой дошкольного учреждения. Следует учитывать, что обязательным требованием к построению системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в максимально короткие сроки. Анализ различных точек зрения на данную проблему (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин , Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Е.Е. Кравцова и др.), позволяет сделать вывод о том, что существует несколько взглядов на проблему готовности к обучению в школе. Ряд ученых и специалистов выделяют достаточным критерием школьной зрелости достижение определенной степени морфологического развития – биологической зрелости (определяемой, например, по смене молочных зубов или по наступлению у ребенка полуростового скачка – увеличением интенсивности роста конечностей). Другие в качестве критерия называют познавательное развитие, а именно наличие определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Большинство авторов считали и считают определяющим уровень психического и прежде всего личностного развития. В определении Л.А. Венгера, понятие «готовность к обучению в школе» звучит как определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, являются мотивация, личностная готовность в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность[ 2 ]. Р.В. Овчарова определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам как планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их), уровень развития интеллекта[ 3 ]. . По мнению Л.И.Божович готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [ 1 ]. И. Шванцара характеризует школьную зрелость, как достижение степени в развитии, при которой ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. Компонентами готовности к обучению в школе И. Шванцара считает умственный, социальный и эмоциональный показатель развития [ 4 ]. Сегодня общепризнано, что готовность к школьному обучению это сложный многокомпонентный феномен, характеризующий общее психофизическое состояние будущего первоклассника. По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др. в структуре готовности принято выделять следующие компоненты: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность [ 5 ].
Личностная готовность включает в себя: · формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника (отношение ребенка к учебной деятельности, новому социальному окружению (учителя, сверстники), к школе в целом); · наличие учебной мотивации. Учебная мотивация складывается у «будущего школьника» при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца. Познавательная потребность развивается за счет интенсивности удовлетворения познавательного интереса ребенка. · определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности. · дифференцированное восприятие; · аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); · рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); · логическое запоминание; · интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; · овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; · развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Социально-психологическая готовность к школьному обучению предполагает развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе. Анализируя подходы разных авторов на данную проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе - это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе должен включать: 1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение: o общего физического развития; o мелкомоторных навыков; o крупной моторики (характеристики движений); o произвольной регуляции действий; o работоспособности. 2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития: o восприятия; o внимания; o памяти; o мышления; o воображения; o речи; o круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды. 3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение: o уровня развития эмоционально-волевой сферы; o уровня развития коммуникативных навыков; o мотивации к обучению; o самооценки. Анализ значительного количества имеющихся на сегодняшний день методик оценки уровня готовности к школьному обучению, привел нас к выбору диагностики «Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р. Барчук О. И. Она является основой комплекса диагностических методик, входящих в состав системы психолого-педагогического мониторинга готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, так как позволяет, в привычной для ребенка игровой форме отследить уровень развития большинства «учебно-важных качеств», в максимально короткие сроки. В дополнение к данной диагностике, с целью изучения особенностей развития мотивационной сферы мы используем методику «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга. Эти методики составляют основной минимум (инвариантные диагностики). В дополнение к основному минимуму, при необходимости, можно использовать спектр вариативных диагностик[1], который включает в себя: · Перечень диагностических методик, направленных на углубленное исследование физиологического, личностного и интеллектуального компонентов готовности к школе ; · Диагностический материал по взаимодействию с родителями детей 6-7 лет, по вопросам «готовности к школе». Литература. 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М-1968. 2. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М- 1994. 3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999. 5. Шванцара И. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978. [1]
Подобнее перечень
вариативных диагностик представлен в книге Девятовой О.Е. Прохоровой Л.Н. Система
мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Готовность детей
к обучению в школе. – М.: Национальный книжный центр, 2011. | |
Просмотров: 1836 | |
Всего комментариев: 0 | |