Главная » Статьи » Мои статьи

Мониторинг готовности детей 6- 7 лет к обучению в школе.

Одной из составляющих системы мониторинга  является проблема определения уровня готовности ребенка - дошкольника  к обучению в школе и  его индивидуальных особенностей. Результаты мониторинга готовности детей к обучению в школе позволяют нам выявить особенности  психофизического развития детей, с целью определения индивидуального подхода к ним в процессе моделирования психолого - педагогической работы  в подготовительной  группе, а  также эффективно организовать развивающую работу, направленную на профилактику школьной дезадаптации.

Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования – нет, поэтому их выбор остается прерогативой дошкольного учреждения. Следует учитывать, что обязательным требованием к построению  системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в максимально короткие сроки.

         Анализ различных точек зрения на данную проблему (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин , Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Е.Е. Кравцова и др.), позволяет сделать вывод о том, что существует несколько взглядов на проблему готовности к обучению в школе. Ряд ученых и специалистов выделяют достаточным критерием школьной зрелости достижение определенной степени морфологического развития – биологической зрелости (определяемой, например, по смене молочных зубов или по наступлению у ребенка полуростового  скачка – увеличением интенсивности роста конечностей). Другие в качестве критерия называют познавательное развитие, а именно наличие определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Большинство  авторов считали и считают определяющим уровень психического и прежде всего личностного развития.

            В определении Л.А. Венгера, понятие «готовность к обучению в школе» звучит как определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, являются мотивация, личностная готовность в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность[ 2 ].

            Р.В. Овчарова определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам как планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их), уровень развития интеллекта[ 3 ].  .

            По мнению  Л.И.Божович  готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [ 1 ].

            И. Шванцара характеризует  школьную зрелость, как достижение  степени в развитии, при которой  ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. Компонентами готовности к обучению в школе И. Шванцара считает  умственный, социальный и эмоциональный показатель развития [ 4 ]. 

   Сегодня общепризнано, что готовность к школьному обучению это сложный многокомпонентный феномен, характеризующий общее психофизическое состояние будущего первоклассника. 

            По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др. в структуре  готовности принято выделять следующие компоненты: личностная готовность,  интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность [ 5 ].

 

Личностная готовность включает в себя:

·        формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции -  школьника (отношение ребенка к учебной деятельности, новому социальному окружению (учителя, сверстники), к школе в целом);

·        наличие учебной мотивации. Учебная мотивация складывается у «будущего школьника»  при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца. Познавательная потребность развивается за счет интенсивности удовлетворения познавательного интереса ребенка.

·        определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе  предполагает наличие  развитого кругозора, универсальных  предпосылок учебной деятельности,  необходимых  умений  и навыков в области учебной деятельности.

·        дифференцированное восприятие;

·        аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

·        рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

·        логическое запоминание;

·        интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

·        овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

·        развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

            Социально-психологическая готовность к школьному обучению предполагает развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе.

Анализируя подходы разных авторов на данную проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка  к обучению в школе - это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе должен включать:

1.     Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

o    общего физического развития;

o    мелкомоторных навыков;

o    крупной моторики (характеристики движений);

o    произвольной регуляции действий;

o    работоспособности.

2.     Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

o    восприятия;

o    внимания;

o    памяти;

o    мышления;

o    воображения;

o    речи;

o    круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

3.     Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

o    уровня развития эмоционально-волевой сферы;

o    уровня развития коммуникативных навыков;

o    мотивации к обучению;

o    самооценки.

Анализ значительного количества имеющихся на сегодняшний день методик оценки уровня готовности к школьному обучению,  привел нас к выбору диагностики  «Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р. Барчук О. И.      Она является  основой комплекса диагностических методик, входящих в состав системы психолого-педагогического мониторинга  готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, так как  позволяет, в привычной для ребенка игровой форме отследить уровень развития большинства «учебно-важных качеств»,  в максимально короткие сроки. В дополнение к данной диагностике, с целью изучения особенностей  развития мотивационной сферы мы используем  методику «Мотивы учения»  М.Р. Гинзбурга. Эти методики составляют основной минимум (инвариантные диагностики). В дополнение к основному минимуму, при необходимости, можно использовать спектр вариативных диагностик[1], который включает в себя:

·        Перечень диагностических методик, направленных на углубленное исследование физиологического, личностного и интеллектуального компонентов готовности к школе ;

·        Диагностический материал по взаимодействию с родителями детей 6-7 лет, по вопросам «готовности к школе».

Литература.

1.     Божович Л.И.  Личность и ее формирование в детском возрасте - М-1968.

2.     Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М- 1994.

3.     Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.

4.     Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:  ВЛАДОС, 1999.

5.     Шванцара И. Диагностика психического развития. – Прага:  Авиценум, 1978.

 



[1] Подобнее перечень вариативных диагностик представлен в книге Девятовой О.Е. Прохоровой Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе. – М.: Национальный книжный центр, 2011.

Категория: Мои статьи | Добавил: dsad5raduga (22.09.2014)
Просмотров: 1836 | Рейтинг: 4.4/7
Всего комментариев: 0
avatar