Главная » Статьи » Мои статьи

«Создание условий для формирования у дошкольников активной социальной позиции»

Государственная политика в области дошкольного образования позволяет нам рассматривать социальную активность, как один из основных показателей позитивной социализации воспитанников.  Мы ставим ее в один ряд с такими характеристиками личности как самостоятельность инициативность, творчество, гражданственность.
И как сказал один умный человек на просторах интернета, к сожалению не подписавшийся:
«… необходимо рассматривать задачу становления начал социальной активности у детей как инвестицию в благополучное будущее нашей страны».
В рамках РИП «Психолого-педагогическое  сопровождение позитивной социализации» мы отводим большое внимание работе по создание условий для формирования у дошкольников активной социальной позиции.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Концепции социализации личности ребенка (Л.С.Выготский, Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн, С.А.Козлова);
Исследования роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (К.А.Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн);
Социологические, психологические, педагогические исследования сущности социальной активности личности (А.Г.Асмолов, Г.М.Андреева, Е.А.Ануфриев, В.Г.Мордкович);
Концепция гуманного, личностно-ориентированного педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Н.Е.Щуркова, Е.В.Бондаревская, Л.М.Кларина);
Концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности (А.Г.Гогоберидзе, М.В.Крулехт, О.В.Дыбина, Т.И.Бабаева, О.В.Солнцева);
Концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (С.Л.Новоселова, Л.М.Кларина, В.А.Петровский, М.Н.Полякова)
Основополагающими идеями для нас являются:
Дошкольное детство представляет феномен культурного развития ребенка в период его первичной социализации и проявления начал общественно направленной активности (Н.Ф.Голованова, М.В.Крулехт, Т.И.Бабаева, С.А.Козлова, М.В.Корепанова, Г.С.Коротаева, В.А.Кускова);
Особое значение для воспитания основ социальной активности имеет
старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших
личностных новообразований обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей(Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн,Л.Я.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Е.В.Субботский и др.)
Обращаясь к терминологии, мы рассматриваем социальную активность:
как сложное образование личности, включает осознание ею значимости деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность (Е. А. Якуба и А. А. Кратко);
сложно структурное образование включающее в себя осознание дошкольником значимости деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность (Словарь психолого-педагогических понятий)
Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяют особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.
Целесообразно основным фактором развития социальной активности старших дошкольников рассматривать дошкольное учреждение, как единое образовательное пространство, обеспечивающее процесс социализации. 
Задачи:
Создание условий для участия старших дошкольников в доступной, соответствующей их интересам социально значимой деятельности в процессе межвозрастного и межгруппового взаимодействия, позволяющего проявить им самостоятельность, инициативность и ответственность в разных социальных ролях (помощник, наставник малышей, исполнитель, организатор)
Создание условий для реализации педагогами динамичной позиции, обеспечивающей социально-ценностную направленность детской деятельности и меняющейся в зависимости от уровня развития социальной активности старших дошкольников
Объединение усилий воспитывающего сообщества для создания широкой социальной поддержки результатов детской социально значимой деятельности, дающей возможность дошкольникам пережить ряд положительных эмоциональных состояний от результатов своей деятельности
Педагогическая технология развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения разворачивается поэтапно и включает:
информационно-познавательный этап, обеспечивающий развитие эмоционально-познавательного отношения старших дошкольников к детскому саду, как к месту проявления социальной активности, создание установок на самореализацию детей в новой позиции «старших» в детском саду, обогащение их представлений о возможных формах проявления социальной активности, а также расширение опыта взаимодействия с людьми разного возраста (младшими детьми, взрослыми сотрудниками ДОУ); 
мотивационно-деятелъностный, направленный на накопление старшими дошкольниками субъектного опыта проявления социальной активности в условиях разрешения проблемных ситуаций в пространстве дошкольного образовательного учреждения в различных социальных ролях и объединениях (индивидуально, в паре, в подгруппе); 
инициативно-творческий, направленный на создание условий для самостоятельной реализации старшими дошкольниками накопленного ранее личного опыта проявления социальной активности в процессе творческого детско-взрослого взаимодействия в общественно направленной деятельности.
Социальные акции — один из инструментов позитивной социализации дошкольников. 
Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. 
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. 
Направленность  социальных акций в МБДОУ ЦРР –д/с № 5 ЗАТО г. Радужный. 
помощь окружающим: другим людям, животным («Ладошки доброты», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помогаем братьям нашим меньшим», «Птичья столовая»,  и т.д.);
экология («Батарейки, сдавайтесь!», «Поможем лесу», «Спасём родничок», «Сажаем клумбу» и т.д.);
окружающий социальный мир («Засветись, стань заметней на дороге!» и «Важнее всех игрушек»- акции по пропаганде использования светоотражающих элементов и кресла безопасности в автомобилях, «Безопасная дорога», «Книжка заболела», «Гирлянда дружбы» и т.д.);
значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»). 
Алгоритм проведение акций:
цель (каждая акция имеет свою цель)
задачи (выполняются общие и конкретные)
объект (на что направлен – птицы, деревья и т.д.)
участники (сотрудники + дети + родители)

Категория: Мои статьи | Добавил: dsad5raduga (21.09.2018)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar