Главная » Статьи » Ступеньки к школе. |
1.
НАЙДИ
ЛИШНЕЕ СЛОВО Прочитайте
ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является
"лишним". Примеры: Старый, дряхлый,
маленький, ветхий; Храбрый, злой,
смелый, отважный; Яблоко, слива,
огурец, груша; Молоко, творог,
сметана, хлеб; Час, минута,
лето, секунда; Ложка, тарелка,
кастрюля, сумка; Платье, свитер,
шапка, рубашка; Мыло, метла,
зубная паста, шампунь; Береза, дуб,
сосна, земляника; Книга,
телевизор, радио, магнитофон. 2.
ЧЕРЕДОВАНИЕ Предложите
ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что
бусинки должны чередоваться в определенной последовательности (Например: Сначала
должна быть зеленая бусина, затем красная, синяя и черная, затем снова зеленая
и т.д.). Таким же образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д. 3.
ОТВЕЧАЙ
БЫСТРО Взрослый,
бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро
назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество
(вкус, форму) предмета. 4.
УПРАЖНЕНИЕ
на развитие гибкости ума и словарного запаса. Предложите
ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. -
назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. -
назови слова, относящиеся к спорту. -
назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт;
воздушный транспорт. 5.
ГОВОРИ
НАОБОРОТ Предложите
ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот,
например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный,
пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый,
тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий,
шершавый - гладкий и т.д. 6.
БЫВАЕТ-НЕ
БЫВАЕТ Называете
какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том
случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации
можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет
есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли
стеклянные и т.д. 7.
УПРАЖНЕНИЕ
на развитие скорости мышления. Предложите
ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его
заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10
слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если
ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно
слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов,
но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов,
сообразительности, речевой активности. 8.
СРАВНЕНИЕ
ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ) Ребенок
должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы:
"Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове
предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или
нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Дети
особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно
производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по
существенным признакам. Пары
слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и
тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка;
город и деревня. 9.
УГАДАЙ
ПО ОПИСАНИЮ Взрослый
предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает
описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный
(помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки
с различными овощами, и он находит нужный. 10. КТО
КЕМ БУДЕТ? Ведущий
показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос,
как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко,
гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день,
ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на
один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос. 11. РАЗЛОЖИ
ПО ПОРЯДКУ Используются
готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и
просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку
развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам. 12. ОТГАДЫВАНИЕ
НЕБЫЛИЦ Взрослый
рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен
заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример:
Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит,
темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит
собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я
испугался и убежал. А ты бы испугался? «Иду
я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На
веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел
я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску
жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла». | |
Просмотров: 504 | |
Всего комментариев: 0 | |