Главная » Статьи » Ступеньки к школе. |
Что же такое готовность ребенка к обучению в школе?
В отечественной литературе имеется множество работ авторов, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению и ее диагностирования, среди них такие авторы, как: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин , Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др. Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и др. Анализ различных точек зрения на данную проблему, позволяет сделать вывод о том, что существует несколько взглядов на проблему готовности к обучению в школе. Ряд ученых и специалистов считают достаточным и достоверным критерием школьной зрелости достижение определенной степени морфологического развития – биологической зрелости (определяемой, например, по смене молочных зубов или по наступлению у ребенка полуростового скачка – увеличением интенсивности роста конечностей). Другие выделяют в качестве основного критерия познавательное развитие, а именно наличие определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Большинство авторов считали и считают определяющим уровень психического и прежде всего личностного развития. В определении Л.А. Венгера, понятие «готовность к обучению в школе» звучит как определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, являются мотивация, личностная готовность в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность . Овчарова Р.В. определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам как планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их), уровень развития интеллекта. По мнению Л.И.Божович готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты . Сегодня общепризнано, что готовность к школьному обучению это сложный многокомпонентный феномен, характеризующий общее психофизическое состояние будущего первоклассника. По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др. в структуре готовности принято выделять следующие компоненты: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность . Личностная готовность включает в себя: • формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - школьника (отношение ребенка к учебной деятельности, новому социальному окружению (учителя, сверстники), к школе в целом); • наличие учебной мотивации. « Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов» . Учебная мотивация складывается у «будущего школьника» при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца. Познавательная потребность развивается за счет интенсивности удовлетворения познавательного интереса ребенка. • определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности. Развитие у ребенка интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: • дифференцированное восприятие; • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); • логическое запоминание; • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Социально-психологическая готовность к школьному обучению предполагает развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе. Похожий взгляд на структуру готовности ребенка к обучению в школе, представлен в исследованиях Нижегородцевой Н.В. и Шадрикова В.Д. Они говорят о том, что готовность к школьному обучению, это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную (личностную) готовность. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Психологическая готовность к школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности- представляет собой сложное структурное образование, которое охватывает все стороны детской психики. базовыми качествами в этом структурном образовании в начале обучения, по мнению авторов, являются: • мотивы учения; • зрительный анализ (образное мышление); • уровень обобщений9предпосылки логического мышления; • способность принимать учебную задачу; • вводные навыки (некоторые элементарные, речевые, математические и учебные знания и умения); • графический навык; • произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции); • обучаемость (восприимчивость к обучающей деятельности). На современном этапе традиционно отмечают пять сторон готовности к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. Физическая готовность определяется, прежде всего, общим состоянием здоровья ребенка, показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7-летнего возраста. Также учитываются состояние зрения, слуха, мелкомоторных навыков, состояние нервной системы. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития основных психических процессов (внимание, память, мышление, речь, воображение). К 6-7 годам: • Развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое; • Достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания; • Развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. • Речь ребенка характеризуется употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. • Воображение переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Под личной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции; соблюдение ребенком элементарных общепринятых норм и правил поведения, владение эффективными средствами общения и способами взаимодействия с окружающими. В структуре личностной готовности можно выделить мотивационную готовность, которая выявляется, по мнению Л.И. Божович, в том, что «ребенок стремится к функции ученика» . Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. К внешним относятся атрибутика школьной жизни (красивая форма, школьные принадлежности и т. д.), к внутренним мотивам относится стремление к учебной (познавательной) деятельности. Эмоционально-волевая готовность подразумевает формирование произвольности психических процессов. Д.Б. Эльконин выделил следующие параметры эмоционально-волевой готовности к школе : 1) умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; 2) умение ориентироваться на заданную систему требований; 3) умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; 4) умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Анализируя подходы разных авторов на данную проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе - это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе должен включать: 1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение: o общего физического развития; o мелкомоторных навыков; o крупной моторики (характеристики движений); o произвольной регуляции действий; o работоспособности. 2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития: o восприятия; o внимания; o памяти; o мышления; o воображения; o речи; o круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды. 3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение: o уровня развития эмоционально-волевой сферы; o уровня развития коммуникативных навыков; o мотивации к обучению; o самооценки. | |
Просмотров: 433 | |
Всего комментариев: 0 | |